Увеличение уставного фонда унитарного предприятия: особенности бухучета

Списание уставного фонда унитарного предприятия при преобразовании

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия: особенности бухучета

Дата размещения статьи: 12.11.2015 С такой ситуацией унитарные предприятия сталкиваются не первый год, поскольку размер их уставного фонда не настолько велик, чтобы обеспечить необходимое финансирование деятельности предприятий. Поэтому собственнику приходится дополнительно помогать, причем как деньгами, так и имуществом, приносящим доход.

Как отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Вопрос заслуживает внимания хотя бы потому, что он не урегулирован нормами действующего бухгалтерского законодательства. В чем состоит суть проблемы? Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

1.1 п. 1 ст. 13, ст.

Унитарные предприятия. вопросы реорганизации

Увеличение уставного фонда предприятия за счет дополнительной передачи ему иму-щества отражается в учете по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия осуществляется в установлен-ном законодательством порядке на основании решения государственного (муниципального) органа. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия может быть произведено за счет изъятия имущества.

Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия производится органом, принявшим решение об его создании.

Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия за счет изъятия государствен-ным (муниципальным) органом имущества отражается в учете по дебету счета 80 «Уставный капитал» и кредиту субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Статья 15. уменьшение уставного фонда 

Вернуться назад на Унитарное предприятиеУнитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муни-ципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности государству (Российской Федерации), субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Формирование уставного фонда унитарных предприятий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.

Устав унитар-ного предприятия утверждается уполномоченными государственными органами РФ, государственными органами субъекта РФ или органами местного самоуправления.

Когда имущество получено от собственника, но не в уставный фонд… (булаев с.в.)

Важно

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муни­ципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности государству (Российской Федерации), субъекту Российской Федерации или муниципальному образова­нию.

Формирование уставного фонда унитарных предприятий осуществляется в соответ­ствии с требованиями Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.

Устав унитар­ного предприятия утверждается уполномоченными государственными органами РФ, госу­дарственными органами субъекта РФ или органами местного самоуправления.

Особенности ликвидации унитарных предприятий

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом минимального размера уставного фонда. 2.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Изменение уставного фонда муниципального предприятия

Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, и его размер определяется в рублях.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен состав­лять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федераль­ным законом на дату его государственной регистрации.

Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату его государственной регистрации.

Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, что отражено в п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях

Источник: http://tk-advokat.ru/2018/04/18/spisanie-ustavnogo-fonda-unitarnogo-predpriyatiya-pri-preobrazovanii/

Муп особенности ведения бухгалтерского учета

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия: особенности бухучета

Например, если в договоре указан период передачи в управление менее 12 месяцев, имущество не учитывается в составе ОС. Учет поступления ОС в сумме сверх фонда Способы учета ОС, полученных сверх вложений в уставный фонд, не определены законодательно.

Для учета поступлений допускается использовать счет 83, консолидирующий информацию о добавочном капитале. Имущество учитывается обособленно от других ОС в разрезе объектов. МУП получило от собственника имущество сверх стоимости, заявленной учредительными документами. Стоимость полученного имущества составила 51 000 рублей.

После дооборудования запчастями стоимостью 2 000 рублей основное средство принято в эксплуатацию.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере — штраф в размере от 200000 до 500000 руб.; или — в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет; или — лишением свободы на срок до трех лет Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.

Учет основных средств унитарного предприятия

В некоторых случаях собственник изымает имущество унитарного предприятия. При изъятии имущества, внесенного ранее в уставный фонд, производится уменьшение уставного фонда. В государственном или муниципальном предприятии может быть увеличен уставный фонд.

Такое увеличение допускается только после его формирования в полном объеме, в т.ч.
после передачи предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.

Источниками увеличения уставного фонда являются имущество, дополнительно передаваемое собственником, а также доходы, полученные в результате деятельности государственного или муниципального предприятия.

Решение об увеличении уставного фонда может быть принято собственником только на основании утвержденной годовой бухгалтерской отчетности предприятия за истекший финансовый год.

Общественные и религиозные объединения существуют как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, в случае государственной регистрации приобретают права и принимают на себя обязанности юридического лица.

Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке.
Некоммерческие организации, зарегистрированные в форме общественных объединений, сдают бухгалтерскую отчетность один раз в год, на что другие организации права не имеют.

Религиозные объединения (религиозная группа, религиозная организация), фонд, государственная корпорация, некоммерческое партнерство, учреждение.

Veg особенности ведения бухгалтерского учета

Важно

Дебет счета 76 Кредит счета 86 «По видам услуг» — на сумму коммунальных услуг по утвержденным тарифам для населения; Дебет счета 51 Кредит счета 76 субсчет «Расчеты с квартиросъемщиками» — на сумму поступления средств от населения; Дебет счета 86 субсчет «По видам услуг» Кредит счета 51 — на сумму перечисленных средств энерго-, водоснабжающим организациям, полученным от населения. Указанная особенность отражения хозяйственных операций играет важную роль при определении налогооблагаемой базы у ЖКХ по НДС.

Организации ЖКХ проводят расчет с населением за коммунальные услуги по утвержденным тарифам, которые только частично покрывают затраты предприятий на производство и реализацию товаров и услуг ЖКХ. В результате этого у организаций ЖКХ образуется убыток.

Согласно п. 1 ст. 533 ГК РФ из бюджета организациям ЖКХ должны быть направлены средства на возмещения убытка.

В отличие от унитарного предприятия, в казенном предприятии уставный фонд не формируется, потому что здесь интересы кредиторов обеспечивают собственники.

При недостаточности имущества казенного предприятия Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование несут субсидарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий.

Права распоряжения имуществом казенного предприятия значительно уже прав распоряжения имуществом унитарного предприятия. Казенное предприятие вправе отчуждать или распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества казенного предприятия имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество предприятия и распоряжаться им по своему усмотрению.

Муп ведение бухгалтерского учета

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками предприятия.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. В уставе государственного или муниципального предприятия содержатся сведения о размере его уставного фонда, а также о порядке и источниках его формирования.

Кто определяет срок эксплуатации передаваемого МУП имущества? Установление срока полезного использование входит в обязанности МУП. Вопрос №3. Как поступить с имуществом, выявленным в ходе инвентаризации? Имущество, выявленное при ревизии, не принадлежит собственнику (муниципалитету).

Внимание

Смена собственника не влияет на право ответственного ведения или оперативного управления. Вопрос №5. Какие последствия возникают при проведении сделки с имуществом МУП, проведенные без согласования с собственником? Сделки МУП без согласия муниципалитета признаются недействительными по иску собственника или без предъявления претензий, если сделка относится к разряду крупных.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Субсидии предоставляются в безналичной форме путем перечисления денежных средств на специально открытые лицевые счета в банках на имя лица, получающего субсидию. Бухгалтерский учет финансирования субсидий осуществляется в том же порядке, что и льгот.

Типовые проводки по учету дотаций из бюджета представлены в таблице Таблица 4 Типовые проводки по учету дотаций из бюджета №п/п хозяйственной операции Дебет Кредит 1 2 3 4 Учет дотаций, связанных с возмещением убытков 1.

Выявлен убыток от продажи 99.1 90.9 2. Отражена задолженность бюджета по погашению убытка 76 86 3. Получена дотация из бюджета на покрытие убытков 51 76 4.

Собственник унитарного предприятия может не ограничиваться передачей имущества в уставный фонд.

Если передача в хозяйственное ведение или оперативное управление осуществляется сверх суммы уставного фонда унитарного предприятия, то такая операция оформляется записями: ­ Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями» (отдельный субсчет) Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». ­ на стоимость имущества, получаемого сверх суммы уставного фонда при поступлении имущества делается запись:

Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары» и т.д. Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» (отдельный субсчет).

Источник: https://11-2.ru/mup-osobennosti-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta/

Уставный капитал унитарного предприятия: минимальный размер, увеличение, формирование

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия: особенности бухучета

Коммерческое предприятие с отсутствующей ответственностью за имущество, которое закреплено за ним, зовется унитарным.

Это ограничение связано с тем, что унитарные предприятия могут быть только трех видов: государственные, муниципальные и федеральные (как на праве оперативного ведения, так и хозяйственного). А все средства для производства определенного вида деятельности выделяются государством.

И при полной ликвидации такого вида организационно-правового юридического лица все состояние уходит либо в государственный фонд, либо, соответственно, муниципальный.

Унитарное предприятие имеет право на хозяйственное ведение этой собственности, но продавать/обменивать/дробить на части и совершать процедуры чреватые частичным повреждением или разрушением объектов МУПа/ГУПа/ФГПа запрещается. После краткого введения пришло время перейти к более углубленному разбору одной из обязательных частей унитарных предприятий – уставный капитал, который разбит на два подвида и по своей сути является их совокупностью.

Формальное именование капитала УП

Образование уставного капитала из разных по ценности материальных благ вполне возможное явление, в связи с этим уставный капитал имеет, прописанное в федеральном законе и в последствии в уставе унитарной организации, юридическое название – уставный фонд.

Тут стоит указать одну особенность правовой лингвистики – синонимы «уставной» и «уставный» подразумевают одно и тоже, на то они и синонимы, но именно слово «уставный» закреплено во всей терминологии юридического дела. При заполнении важных уставных документов, в момент подачи оных на регистрацию, необходимо удостоверится в правильности написания всех словосочетании, где задействовано данное слово.

Сравнение УК разных субъектов

Регулирующие нормы

Основной федеральный закон, что регулирует УП, последний раз попадал по редакцию 23.05.2016. В него добавили некоторые поправки и дополнения к уже существующим системам МУПа и ГУПа, а также частично переработали систему ФГПов (до 161-Ф3 – ФГУП). Кроме самого федерального закона в регламентации прав унитарных предприятий участвуют некоторые статьи Гражданского кодекса.

Важные особенности

Любое унитарное предприятие, в отличии от акционерных обществ, плотно связано с государством и чаще всего используется для удовлетворения каких-либо потребностей или создания вещей/услуг, которыми пользуется общество. Все излишки прибыли пускаются, чаще всего, в резервные фонды, если информация о создании таковых была заранее задана в уставе унитарного предприятия.

Если унитарное предприятие каждый финансовый месяц увеличивает свою чистую прибыль, то на этот случай в соответствии с уставом производится пополнение поощрительных или стимулирующих фондов для выдачи премиальных средств работникам предприятия. Объем уставного фонда унитарного предприятия подсчитывается исключительно в российских рублях, но фонд может состоять не только из денежных средств. В этом случае проводится инспекция и оценка вложенных активов.

Его образование

Уставный капитал учреждается исходя из основных и оборотных ресурсов государственного/муниципального/федерального унитарного предприятия. Состояние обеих ресурсных резервов прописывается в уставе, при его регистрации, отдельно.

Согласно федеральному закону № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», уставный фонд может быть образован денежными средствами, ценными бумагами, облигациями, правами на имущество.

Собственнику унитарного предприятия после регистрации в государственных органах предоставляется срок размером в три полных месяца, на то чтобы закрыть счета денежными средствами или перевести под контроль государства имущество, которое идет на содержание уставного фонда. Если же фонд УП не будет собран в течении 3 месяцев, то собственник обязан подать заявление о самоликвидации унитарного предприятия.

Увеличение и уменьшение

По окончанию формирования уставного фонда унитарного предприятия, у собственников появляется возможность увеличить уставной капитал с помощью излишков оборотных средств, оставшихся после распределения их по внутренним фондам. Для этого от собственника требуется годовая отчетность за истекший год по всем финансовым манипуляциям.

С увеличением уставного фонда собственник должен будет подать документы на изменение устава предприятия (муниципального, государственного) – редактированный экземпляр с изменениями в размерах фонда. Важная деталь – объем изменяемого фонда не может превышать общую сумму, выведенную в чистый актив суммы.

При сокращении оборотных средств и падении их ниже уровня уставного фонда у собственника есть право уменьшить его до необходимого порога. Если этого не произойдет, то собственник, опять же, обязывается в течении 3 месяцев восполнить дефицит недостающих средств. После истекшего срока кредиторы через судебный иск потребуют возместить убытки или закрыть унитарное предприятие полностью.

В завершение, хотелось бы напомнить, что унитарные предприятия практически полностью работают на бюджет государства и каждый финансовый год происходит отчисление некоторой доли прибыли из фондов.

Доля эта вычисляется федеральным органом исполнительной власти не позднее 1 мая, сумма может варьироваться в зависимости от рентабельности предприятия и от программы развития на будущий рабочий год.

Про УК и другие важные особенности унитарных предприятий расскажет видео ниже:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/yuridicheskie-litsa/ustavnoj-kapital/mup-gup-fgup.html

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия: особенности бухучета

Разъясните порядок увеличения уставного фонда государственного унитарного предприятия. (К пункту 2 статьи 14.)

В соответствии с п.2 ст.14 Закона увеличение размера уставного фонда государственного или муниципального унитарного предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого унитарного предприятия.

Решение об увеличении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год, чтобы размер уставного фонда с учетом размера резервного фонда не превышал стоимость чистых активов такого предприятия на дату окончания финансового года. Процедура оформления увеличения размера уставного фонда исчерпывающе Законом не урегулирована и будет различной в зависимости от способа увеличения уставного фонда.

При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать распределение полномочий собственника имущества унитарного предприятия между органами государственной власти, а также, то что размер уставного фонда должен быть указан в уставе унитарного предприятия, следовательно, его изменение должно пройти процедуру, предусмотренную для внесения изменений в устав унитарного предприятия.

С учетом изложенного решение об увеличении уставного фонда государственного унитарного предприятия за счет дополнительно передаваемого собственником имущества должно оформляться распорядительным актом органа государственной власти, осуществляющего полномочия собственника государственного имущества.

Постановление администрации города Бердска от 12.12.2013 N 4774

Документ по состоянию на январь 2016 года

Источник: https://obd2bluetooth.ru/uvelichenie-ustavnogo-fonda-unitarnogo/

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия: особенности бухучета

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия: особенности бухучета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Увеличение уставного фонда унитарного предприятия: особенности бухучета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Всё большую актуальность в условиях глобализации национальной экономики и демографического кризиса в России обретает вопрос о трудовых ресурсах. Происходящие рыночные преобразования в российской экономике, изменяя всю сферу общественного воспроизводства в целом, оказывают, тем самым, определённое воздействие и на социально-трудовые отношения в нашей стране. В связи с этим для …

Согласно п. 6 ст. 113 ГК решение об уменьшении размера уставного фонда частного унитарного предприятия принимается его учредителем.
Органы исполнительной власти в целях реализации своих полномочий могут учреждать унитарные предприятия. Вклад учредителя в унитарные предприятия может быть денежным и имущественным.

Об увеличении уставного капитала организации за счет муниципального имущества

Если унитарное предприятие получило от собственника объекты основных средств, бывшие в употреблении, то в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам оно вправе определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ).

В статье будут рассмотрены требования действующего законодательства к взносам в уставный капитал, сделанным не денежными средствами и порядок налогового учета таких взносов для обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и закрытых акционерных обществ (ЗАО).

Уставный фонд унитарного предприятия формируется, как правило, путём передачи в его хозяйственное ведение имущества собственником.

Имущество может быть представлено в виде денежных средств, ценных бумаг и прочих материальных и нематериальных активов, которые имеют определенную стоимость.

Составной частью государственной экономической политики является научно обоснованная аграрная политика, важнейшее условие стабилизации и эффективного развития АПК, основной фактор обеспечения продовольственной безопасности страны.

В современных условиях актуальной проблемой является разработка новой стратегии и приоритетов аграрной политики, которая в ближайшие годы должна обес …При поступлении объекта ОС в счет вклада в уставный фонд объект ОС принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается его денежная оценка, установленная учредителем унитарного предприятия. При вводе объекта ОС в эксплуатацию его стоимость списывается со счета 08, субсчет 08.4, в дебет счета 01 «Основные средства» (п. п. 4, 5, 7, 9 ПБУ 6/01, п. 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, Инструкция по применению Плана счетов).Данное решение может быть продиктовано необходимостью выполнения обязанностей, установленных законодательством. Так, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется менее уставного фонда, заявленного в уставе, предприятие обязано уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости чистых активов (п. 3 ст. 47-1 ГК). В случае уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации, для которой законодательством установлен минимальный размер уставного фонда, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда такая организация подлежит ликвидации в установленном порядке.

Внести вклад в уставный капитал можно как денежные средства, так и ценные бумаги, а так же различные материальные ценности или имущественные права, имеющие денежную оценку. Если размер вклада в УК ООО, вносимого имуществом, составляет более 20 000 руб., то необходимо заключение независимого оценщика о стоимости передаваемого имущества.

Реклама

Учреждение любой коммерческой организации в Республике Беларусь включает этап создания ее уставного фонда, который заявляется в размере, определенном решением учредителя (учредителей), но не менее установленного законодательством, и формируется до государственной регистрации коммерческой организации.
Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда унитарного предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

Нет, в соответствии с пп.5, п.2 ст.146 НК РФ при передаче основных средств унитарным предприятиям не возникает объекта обложения НДС, таким образом, эти поступления не учитываются при определении налоговой базы МУП и ГУП.

Для целей налогового учета амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества в хозяйственное ведение, подлежит амортизации у этого предприятия в порядке, установленном гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256, п.

1 ст. 257 НК РФ).

Источник: http://rusjaimini.ru/arbitrazhnye-dela/6289-uvelichenie-ustavnogo-fonda-unitarnogo-predpriyatiya-osobennosti-bukhucheta.html

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия: особенности бухучета
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику.

Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики.

По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/sozdanie-unitarnogo-predpriyatiya-i-ego-ustavnyj-fond.html

Сила права
Добавить комментарий