Закон об унитарных предприятиях 2019

Закон об унитарных предприятиях 2019

Закон об унитарных предприятиях 2019
Унитарное предприятие Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения Статья 5.

Филиалы и представительства унитарного предприятия Статья 6.

Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях Статья 7.

Ответственность унитарного предприятия Глава II.

Закон об унитарных предприятиях 2015

Речь идет о том, что государственные и унитарные предприятия будут руководствоваться при осуществлении закупок Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд «.

Соответствующий законопроект 1 предусматривает, что такая обязанность может появиться у них уже с 1 января 2019 года.

Исключение составят закупки, осуществляемые предприятиями: за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия. В этих случаях унитарные предприятия смогут применять положения Федерального закона от 18 июля 2011 г.

Общие положения

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Гражданский кодекс

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. 3.

Статья 113

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3.

Статья 114

Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

5.

Государственные унитарные предприятия должны платить в госбюджет 75 % чистой прибыли

Раньше этот минимальный размер зависел от статуса госпредприятия. Естественные монополисты и предприятия с годовой прибылью свыше 50 млн.

грн. отчисляли в бюджет не менее 30 % чистой прибыли, все остальные — не менее 15 %.

Источник: http://arbitrkrsk.ru/zakon-ob-unitarnyh-predprijatijah-2015-44031/

Закон о фгупах 161 от 2019

Закон об унитарных предприятиях 2019

Государственные и муниципальные предприятия, которые находятся в собственности государства называются унитарными. Правила формирования и деятельности данных учреждений регламентируется законом № 161-ФЗ.

Последние изменения состоялись 29 декабря 2019 года. Унитарные государственные предприятия обладают следующими особенностями: На основе права собственности выделяются два типа унитарных учреждений:

  • федеральное государственное предприятие, если основано на праве хозяйственного ведения имущества;
  • федеральное казённое предприятие, если основано на праве оперативного управления имущества.

Статья 21 предусматривает следующие полномочия руководителя унитарного предприятия: Статья 22 описывает особенности заинтересованности в совершении сделок унитарным предприятием: Статья 23 рассматривает специфику крупных сделок: Решение о совершении крупной сделки принимается собственником имущества унитарного образования.

Унитарное предприятие 2019

УП исполняет контракт как привлеченное лицо, на основании уже заключенного договора в рамках закона № 44 (исключение: заказы у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента РФ).

2. Разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для работы (приказ о создании и работе комиссии, шаблоны документации о закупках, проекты контрактов и др.). • в отношении отчётности проводится аудиторская проверка; • оформляются планы земельных участков и прочей недвижимости; • проводятся

Фз об унитарных предприятиях

ФЗ 161 был принят 11 октября 2002 года.

Последние поправки в документ были внесены в мае 2019 года.

Статья 2 регулирует основные принципы, касающиеся деятельности данных организаций: Скачать Закон о государственных унитарных предприятиях ФЗ 161 можно по данной ссылке. Документ представлен в последней редакции, с актуальными на 2019 год изменениями.

ФЗ 161 о ГУП и МУП регламентирует основные вопросы деятельности данных организаций. Их редакцию следует рассмотреть в отдельном порядке.

Ст 23 ФЗ 161 определяет понятие крупной сделки.

Последние поправки в закон были внесены в 2013 году, по ним первый пункт был дополнен словами «, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами«.

Федеральный закон от N 161-ФЗ — О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Федеральный закон от 18.07.

2019 N 161-ФЗ «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» В СТАТЬЮ 149 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА а) абзац третий после слов «в зоопарках» дополнить словом «, океанариумах»; б) абзац пятый после слов «ботанические сады и зоопарки,» дополнить словом «океанариумы,»; 2) дополнить подпунктом 33 следующего содержания: «33) услуг по передаче медицинских изделий, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 настоящего пункта, имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

Что гласит 161-й Федеральный закон о национальной платежной системе

В таком случае средства подлежат переводу на валютный счет компании. Кроме поручения относительно перечисления налога, налоговой инспекцией может быть направлено банку поручение, связанное с продажей иностранной валюты компании. Такая продажа производится банком не позже следующего дня.

При взыскании налога налоговыми органами могут быть приостановлены переводы электронных средств в порядке, установленном 76-й статьей НК РФ.

Статья 30

Положения частей 5 и 5.1 настоящей статьи считаются также соблюденными в случае размещения на национальном платежном инструменте товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору иностранной платежной системы.

5.3. Обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 5.

1 настоящей статьи, наступают: 1) в отношении клиентов — физических лиц при их обращении за открытием банковского счета в целях получения выплат на вновь открываемые банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, — с 1 июля 2019 года; 3) в отношении клиентов — физических лиц (за исключением указанных в пункте 1 настоящей части), получающих выплаты, предусмотренные пунктами 1 — 3 части 5.5 настоящей статьи, — с 1 июля 2019 года. 5.5. Обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 5.

Закон об унитарных предприятиях 2019

1.

Руководитель (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного.

Руководитель предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия.

Соответствующий законопроект 1 предусматривает, что такая обязанность может появиться у них уже с 1 января 2019 года. N 362-ФЗ Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 6 ноября 2011 г.

Такие предприятия создавались и на базе частной собственности, назначаемый собственником либо уполномоченным собственником органом, постановка на налоговый учет изготовление автоматической печати. N 48. Ст. 4746.

[4] Госзакупки теряют остатки обаяния.

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

.

Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. 1.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

Юридические услуги в Новосибирске

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие) , муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие) . Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. 4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Источник: https://credit-helper.ru/zakon-o-fgupah-161-ot-2018-25741/

Реорганизация ГУП и МУП в 2019 году

Закон об унитарных предприятиях 2019

Особой формой юридических лиц являются государственные и муниципальные предприятия, учреждаемые органами власти.

Эти предприятия создаются с целью решения определенных полномочий органов власти в решении социальных вопросов, например, в сфере пассажирских перевозок.

Но последние предлагаемые изменения в законодательстве предусматривают, что должна произойти реорганизация ФГУПов в 2019 году. Также этот процесс ждет и все муниципальные предприятия, деятельность которых в большинстве случаев признана нерентабельной.

Реорганизация МУПов в 2019 году

Первоначально проект закона №554026-7 предусматривал, что ликвидация и реорганизация МУП и ГУП будет осуществлена до конца текущего года.

Но последние поправки в него, отодвинули этот срок до 2021 года, при этом был предложен запрет на создание новых унитарных предприятий, за исключением тех, что создаются субъектами естественных монополий, входят в структуру ФСБ или Министерства обороны, а также созданы специальными нормативными актами правительства или президента. Законопроект на текущий момент принят в первом чтении, и далее пока Госдумой не рассматривался.

Но несмотря на то, что ликвидация и реорганизация МУП и ГУП отложена, их учредителям уже в настоящее время стоит начать подготовку к этим процессам и разработать план ликвидации унитарных предприятий или преобразования, в том числе путем приватизации.

Реорганизация ФГУПов в 2019 году осуществляется в том же порядке, что и действовал для данной категории юридических лиц и ранее, но с учетом изменений законодательства в части невозможности создания новых унитарных предприятий.

Порядок реорганизации

Реорганизация МУП и ГУП возможна и сейчас, до предлагаемых ФАС изменений в законодательстве, и возможные поправки не коснулись форм, в которые данные унитарные предприятия могут быть преобразованы. Так формой реорганизации МУП является образование на его основе общества с ограниченной ответственностью, а реорганизация ФГУП в АО.

В настоящее время у органов власти также имеется возможность осуществить данные виды реорганизации либо принять решение о ликвидации унитарных предприятий.

Отметим, что в российской практике до настоящего времени данная категория предприятий редко ликвидировалась исключительно по решению собственника, чаще всего это происходило через процедуру банкротства.

Реорганизация МУП в ООО: пошаговая инструкция

Реорганизация МУП проводится на основании решения собственника его имущества – администрации города, района, поселка. Законодательство определяет, что этот процесс осуществляется с учетом соблюдения следующих принципов:

  • Возмездность – изменение собственника возможно только путем платной приватизации;
  • Формальность – каждое изменение имеет документальное оформление и регламентировано нормативно-правовыми актами;
  • Контроль общества – процесс преобразования должен носить открытый для общества характер т.е. любое лицо может получить информацию о реорганизации унитарного предприятия.

В связи с тем, что реорганизация МУП в ООО осуществляется путем приватизации, то уполномоченный орган должен внести преобразование унитарного предприятия в план приватизации с учетом ограничений на передачу ряда категории объектов в частную собственность. В решении о включении в план приватизации должно быть перечислено имущество, которое будет передано образовываемому ООО.

Следующий шаг – оценка имущества предприятия. Здесь возможно два варианта: оценивается имущество как отдельные объекты, либо все предприятие как единый имущественный комплекс. Выбор варианта лежит за собственником и чаще всего зависит от количества и специфики имущества.

После завершения оценки собственник имущества выносит решение о начале процедуры реорганизации. Данное решение в трехдневный срок с момента принятия направляется в ИФНС, уполномоченную осуществлять регистрацию юридических лиц.

После принятие налоговым органом уведомления и внесения записи о реорганизации в ЕГРЮЛ предприятие должно осуществить публикацию в «Вестнике госрегистрации». Данная публикация делается дважды с разницей в месяц.

В период выхода публикаций на предприятии проводится инвентаризация для подготовки передаточного акта. Одновременно с этим осуществляется подготовка по регистрации общества с ограниченной ответственностью, которое станет правопреемником МУПа. Завершение регистрации данного ООО и является окончанием процесса реорганизации муниципального предприятия.

Отметим, что законодательство, в частности федеральные законы «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривают возможность реорганизации МУП в АО. Но на практике такие варианты преобразования встречаются не часто, в отличие от того, когда осуществляется реорганизация ГУП, на базе которых, напротив, создание акционерных обществ практикуется достаточно часто.

Реорганизация ГУП в АО

Этот процесс осуществляется в том же порядке, что и образование ООО на базе муниципального унитарного предприятия. Разница только в необходимости осуществить регистрацию размещения акций в установленном законом «Об акционерных обществах» порядке.

Владельцем акций вновь образованного общества является Российская Федерация в лице уполномоченного государственного органа.

Реорганизация ФГУП в АО вызвано чаще всего большим объемом имущества, которым распоряжается унитарное предприятие, что позволяет создать уставный капитал значительного размера. 

Источник: https://spmag.ru/articles/reorganizaciya-gup-i-mup-v-2019-godu

О государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Так, он вводит запрет на создание государственными унитарными предприятими на базе закрепленного за ними имущества дочерних предприятий. Согласно п. 3 ст.

37 Закона созданные унитарными предприятиями до вступления в силу настоящего Федерального закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления Закона в силу.

Следовательно, уже сейчас руководители всех ГУПов, имеющих дочерние унитарные предприятия, должны начать работу по подготовке реорганизации.

В этом процессе возникает значительное количество юридических вопросов, требующих профессионального подхода к их разрешению, например, вопросы о будущем трудовых коллективов и администрации дочерних предприятий. Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года.

В форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Специальная правоспособность обусловливает ограничения на совершение сделок унитарным предприятием, не предусмотренные законом для других коммерческих организаций. Согласно п. 3 ст.

18 Закона N 161-ФЗ движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Причем ничтожность таких сделок не зависит от того, были ли они совершены с согласия либо без согласия собственника имущества предприятия (п.

Несмотря на то, что законопроект предусматривает введение запрета на деятельность ГУП и МУП на конкурентных рынках, предлагается составить список исключений.

Изначально в нем фигурировали только предприятия, обеспечивающие оборону и безопасность государства, и субъекты естественных монополий.

Теперь же список пополнится предприятиями, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера, а также учреждениями в области культуры, искусства и сохранения культурных ценностей.

Госдума приняла во вторник в первом чтении законопроект, ограничивающий сферу деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий и предусматривающий ликвидацию или реорганизацию ГУП и МУП на товарных рынках.

Участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечёт их монополизацию.

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав вносятся соответствующие изменения. 5.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного.

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности

Законопроектом предлагается установить запрет создания унитарных предприятий либо изменения видов их деятельности, за исключением случаев, когда унитарное предприятие создаётся в целях обеспечения обороны и безопасности государства и предусмотрено федеральным законом, актом Президента или Правительства России либо для работы в сферах естественных монополий или гособоронзаказа. Законопроектом также предусматривается, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу предлагаемых изменений и осуществляющие деятельность на товарных рынках, будут подлежать ликвидации или реорганизации.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В частности, унитарное предприятие вправе сдавать в аренду недвижимое имущество только при получении согласия собственника имущества предприятия (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 161-ФЗ), а также после проведения оценки сдаваемого в аренду имущества (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Законопроект, внесенный правительством РФ, запрещает с 2019 года создание новых ГУП и МУП, за исключением отдельных случаев.

Исключение сделано для унитарных предприятий, созданных, во-первых, в соответствии с федеральными законами, актами президента или правительства, во-вторых, учредителями которых выступают Минобороны и ФСБ, в-третьих, в сфере естественных монополий.

Ранее о необходимости ликвидации или реорганизации ГУП и МУП высказывался глава ФАС Игорь Артемьев. Он подчеркивал их неэффективность как формы собственности на конкурентных рынках. По его словам, унитарные предприятия препятствуют развитию конкуренции и способствуют сохранению государственно-монополистических тенденций в экономике.

К тому же такие предприятия могут создавать условия для «обхода» конкуренции на закупках, а также вывода собственности, принадлежащей государству.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)» подготовлен ФАС России в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы (утверждён Указом Президента России от 21 декабря 2017 года №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции») и решениями по итогам заседания Правительства России 30 августа 2018 года.

Пункт 2 ст. 6 Закона установил, что решение об участии унитарного предприятия в других юридических лицах может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение приобретенной долей участия также может осуществляться лишь с согласия собственника (второй абзац п. 2 ст. 6 Закона).

Необходимость в его принятии не вызывает сомнения, хотя бы уже ввиду огромного количества МУПов и ГУПов в нашей стране и отсутствие единого законодательного акта на федеральном уровне, регулирующего деятельность этих специфичных субъектов гражданского оборота.

До настоящего времени вопросы по созданию и деятельности МУПов и ГУПов регулировались лишь несколькими статьями ГК Российской Федерации и многочисленными подзаконными актами правительства, министерств и ведомств, субъектов федерации и муниципальных образований.

Участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечёт их монополизацию.

Во вторник Госдума приняла в первом чтении законопроект об упразднении организационно-правовой формы унитарных предприятий (ГУП, МУП). Его текст подготовила ФАС во исполнение указа Путина, который был подписан в марте 2018 года.

В отличие от коммерческих организаций других правовых форм, унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью. Оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст.

3 Закона N 161-ФЗ). Унитарное предприятие не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами (п. 18 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.

1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

По информации ФАС России, по состоянию на 1 января 2018 года количество унитарных предприятий составило 18624, что на 39% больше, чем по состоянию на 1 января 2013 года.

Закон устанавливает ряд ограничений на распоряжение унитарным предприятием недвижимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения, а также на привлечение предприятием кредитных средств.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 3 декабря 2002 г.

При этом ФАС России выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путём передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках.
Закон содержит значительное количество новелл и норм, не известных прежнему законодательству, регулирующему деятельность данных предприятий.

Большая часть унитарных предприятий работает в сферах с развитой конкуренцией. Значительное число таких предприятий работают в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, где применим механизм концессии (концессия в ЖКХ), а также в сферах управления жилым фондом, торговли и оказания услуг.

Новой является также обязанность указания в уставах унитарных предприятий кроме цели и предметов деятельности еще и видов деятельности.

Теперь всем их контрагентам необходимо установить, что сделка, соответствуя общей цели деятельности предприятия, не выходит за рамки предмета деятельности, указанного в уставе, а также убедиться, что ее совершение соответствует одному определенному виду такой деятельности.

Предполагается, что унитарные предприятия могут быть преобразованы в акционерные общества или бюджетные учреждения, что позволит открыть рынки для малого бизнеса. Если же собственник не примет меры для реорганизации такого предприятия, то антимонопольный орган будет вынужден обратиться в суд с исковыми требованиями о его ликвидации.

В первую очередь следует отметить, что унитарное предприятие является одной из форм коммерческих организаций (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

Однако, в отличие от других коммерческих организаций, унитарное предприятие является юридическим лицом, имущество которого принадлежит на праве собственности не самому предприятию, а его учредителю — Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

За предприятием имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или (за казенным предприятием) на праве оперативного управления (п. 2 ст. 48, п.п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ)).

При этом ФАС России выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путём передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках.
По его словам, депутаты не смогут не учесть этой позиции Совфеда. Вместе с тем, по словам Володина, документ можно доработать, а не отклонять на нынешнем этапе.

N 230, в “Российской газете” от 3 декабря 2002 г. N 229, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г.

Согласно статистике, по состоянию на 1 января 2018 года унитарных предприятий в стране насчитывалось почти 18 500. Их них свыше 15 000 учреждены на уровне местного самоуправления.

Источник: http://rusjaimini.ru/konsultaciya-yurista/2896-zakon-ob-unitarnykh-predpriyatiyakh-2019.html

Ликвидация МУПов и ГУПов в 2019 году – обзор закона о приватизации государственного и муниципального имущества

Закон об унитарных предприятиях 2019

Государственные и муниципальные предприятия – пережиток советского прошлого, от которого необходимо избавиться. Такова позиция Федеральной антимонопольной службы (ФАС) – главного «врага» МУПов и ГУПов, инициатора законопроекта об их ликвидации.

По инициативе ФАС и с одобрения Президента РФ Владимира Путина Россию ждет масштабная ликвидация ГУПов и МУПов в 2019 году. Указ президента, однако здесь не причем.

В Госдуму внесен законопроект №-554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».

Документ уже принят в первом чтении 11 декабря 2018 года. Текст законопроекта доступен для скачивания ниже по ссылке. Расскажем о нем подробнее.

Предыстория: почему решили ликвидировать госпредприятия

Законопроект №-554026-7 разработан по поручению президента. Инициаторами проект отмечается, что в современных реалиях предприятия, создаваемые государством и не наделенные в отношении передаваемого ему учредителем имущества всем комплексом прав собственника, тормозят развитие соответствующих сфер народного хозяйства, в которых фактически занимают монопольные позиции.

Почему так происходит? Вот отличительные характеристики этой организационно-правовой формы в современных условиях:

  • свое имущество у МУПов и ГУПов отсутствует, его им предоставляет государство или муниципалитет (этим и объясняется разница в названии);
  • нередко им требуется поддержка государства, которая оказывается без контроля антимонопольной службы;
  • финансовую отчетность они не обязаны раскрывать и контроль за расходованием средств осуществлять достаточно проблематично;
  • основные два источника дохода на настоящий момент: субсидии государства и сдача госимущества в аренду.

Вышеперечисленные привилегии позволяют получать преимущественное положение на рынке. Часто частные компании не могут ничего противопоставить госпредприятиям. Таким образом, если в конкретной сфере действует ГУП или МУП, конкуренция в ней будет отсутствовать.

При этом показывать какие-либо достижения или прибыль таким предприятиям невыгодно.

Многомиллионные субсидии от государства эффективные и успешные организации не получают, поэтому в их интересах работать в убыток, или хотя бы показывать его официально.

Таким образом, они и сами не развивают занятую отрасль и не пускают в нее частные фирмы. Именно таково объяснение инициаторов проекта о ликвидации ГУПов и МУПов.

Предложение законопроекта

Активные противники законопроекта объясняют свою позицию тем, что фактически предлагается принять закон о приватизации государственного и муниципального имущества. В 2019 году это революционная идея, которая совершенно естественно вызвала споры в обществе и неоднозначную реакцию. На самом же деле законопроект не предлагает чрезмерно радикальные меры.

Закон о приватизации МУПов и ГУПов до 2021 года устанавливает не полную их ликвидацию, а скорее преобразование. А вот создание новых госпредприятий запрещается, так же как и их присутствие на конкурентных рынках.

То есть, сохраняется возможность деятельности МУПов и ГУПов в сфере естественных монополий, а также и в сфере обороны страны.

Также не будут трогать предприятия, которые созданы по спецраспоряжению президента или главы правительства.

Порядок преобразования

Все остальные ГУПи и МУПы обязаны до 2021 года провести инвентаризацию имущества, ведь сейчас многие госпредприятия не могут сказать, сколько у них конкретно имущества, так как оно нередко даже не поставлено на учет. Кроме того, предполагается провести аудиторскую проверку бухбаланса.

Преобразовать их планируется в акционерные общества или бюджетные предприятия, которые предполагают более прозрачную схему отражения доходов и расходов. Бюджетные учреждения регулируются со стороны государства строже, чем ГУПы, они проводят закупки строго по закону.

Реорганизация не предполагает автоматически увольнение всего штата предприятий, руководство будет решать, какие работник потребуются для осуществления деятельности в будущем.

Таким образом, все предприятия, подпадающие под закон, переводятся на рыночные рельсы и частично лишаются поддержки государства.

Пока не ясно, каким образом будет происходить реорганизация, в проекте указано только, что необходимо решение учредителя, то есть, государства.

Если, например, будет организовываться АО, то непонятно, как будет происходить выпуск акций, удостоверяющих право на часть приватизируемого госимущества. Видимо, будут отдельное Постановление Правительства РФ по этому поводу, либо решение по конкретным предприятиям.

Реакция на законопроект

Закон о ликвидации МУПов и ГУПов с 1 января 2019 года стал широко освещаться в прессе и получил критику не только от широкой общественности, но даже и от Правительства. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко четко выразила общую мысль – в таком виде закон Совфедом одобрен не будет, он нарушает принцип распределения полномочий и предполагает произвольное распоряжение госимуществом.

Уже вынесены на обсуждение поправки, предполагающие продлить срок, выделенный для преобразования, до 2023 года. Также предлагается оставить районам Крайнего Севера возможность выбирать: оставлять ли госпредприятия в ключевых сферах, где они необходимы по мнению руководства этих субъектов РФ.

Вызывает большие вопросы как у граждан, так и у экспертов ликвидация МУПов и ГУПов в сфере ЖКХ. Традиционно считалось, что эта сфера нуждается в госконтроле. Например, жители крупных городов не представляют приватизации метрополитена, и таких примеров масса.

На данный момент идет сбор поправок ко второму чтению законопроекта.

Ознакомиться с письмом Правительства РФ к законопроекту можно здесь

Скачать текст проекта закона о ликвидации МУПов и ГУПов можно здесь

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Источник: https://takovzakon.ru/zakon-o-privatizacii-mupov-i-gupov-do-2021-goda-obzor-proekta-n554026-7/

Переход МУП и ГУП 1 января 2019 года – на закон 44 ФЗ, что надо успеть, высказывания путина и медведева

Закон об унитарных предприятиях 2019

С начала текущего года состоится переход МУП и ГУП (муниципальных и городских унитарных предприятий) на новую систему закупок. Новый закон также предусматривает реорганизацию самих структур в соответствии с контрактной формой взаимодействия с поставщиками товаров и услуг.

Что ждет унитарные предприятия

Переход государственных и муниципальных предприятий на закон 44-ФЗ является еще одним из способов повышения прозрачности и улучшения общественного контроля в сфере закупок. Для достижения этих целей и повышения конкуренции законодатель обязал МУП и ГУП принять новую форму взаимодействия с компаниями и организациями – контрактную.

Новый федеральный закон стимулирует или вовсе делает обязательными новые формы проведения торгов:

  • открытые конкурсы;
  • электронные аукционы;
  • запрос котировок.

Существует дополнительный документ – Распоряжение Правительства Российской Федерации №471-Р от 21.03.2016, где оговаривается ряд нюансов, связанных с переходом МУП и ГУП на контрактную форму закупок. В нем же указывается, в каких случаях получение услуг и работ возможно лишь у одного поставщика – в большинстве случаев подобные сценарии новый ФЗ исключает.

Другая цель нового закона – возможность установки ограничений на закупки из-за границы.

Поводом для этого стало желание авторов поддержать отечественного производителя, повышая долю контрактов с организациями и компаниями, работающими на территории РФ.

Переход на закон 44 ФЗ

Законодатель отмечает, что закон 223-ФЗ, регулировавший закупки МУП и ГУП до вступления 44-ФЗ в силу, отличался меньшим количеством ограничений. Это и привело к большому пространству для создания схем, противоречащих антимонопольному законодательству.

Взаимодействие с одними и теми же поставщиками привела к стагнации некоторых унитарных предприятий, чему и призван положить конец 44-ФЗ.

Переход на новые положения носит принудительный и обязательный характер. С начала текущего года МУП и ГУП могут в процессе перехода последовать по одному из сценариев:

  1. Перестроить систему закупок и работу предприятия для соответствия принятому 44-ФЗ.
  2. Преобразоваться в акционерное общество (АО) или общество с ограниченной ответственностью (ООО).
  3. Зарегистрироваться как госучреждение и подчиняться региональному законодательству о закупках, актуальному в субъекте РФ, где работает унитарное предприятие.

Пошаговый алгоритм для реорганизации

Если преобразование в АО, ООО или госучреждение недоступны, то унитарное предприятие должно пройти процесс реорганизации. Эта процедура призвана изменить работу МУП и ГУП таким образом, чтобы процесс дальнейших закупок не противоречил новому 44-ФЗ.

В процессе проверки законодатель предлагает алгоритм для реорганизации любого государственного или муниципального унитарного предприятия:

  1. Регистрация на электронных торговых площадках с получением соответствующих разрешений и файлов. Ключевым моментом является выдача УЭП (усиленной электронной подписи), без которого невозможна регистрация и авторизация в упомянутых системах. Вопросами изготовления и выдачи ключа занимается Федеральное казначейство РФ.
  2. Внесение предприятия в реестр Единой информационной системы. В соответствии с приказом №27н Федерального казначейства эта процедура является обязательной.
  3. Заполнение профиля и подача всех необходимых данных в личном кабинете пользователя Единой информационной системы (ЕИС).
  4. Переквалификация действующих специалистов на ведение электронных торгов по контрактной системе, либо наем новых кадров.
  5. Организация и регистрация нового подразделения унитарного предприятия, либо учреждение должности, которые будут отвечать за торги. Они будут носить названия контрактной службы и контрактного управляющего соответственно.
  6. Организация курирующего органа – комиссии, контролирующей закупки унитарного предприятия.
  7. Создание и размещение собственных положений о закупках на ресурсах Единой информационной системы.
  8. Поиск и выбор оптимальной площадки для совершения дальнейших торгов.
  9. Создание плана закупок на ближайший календарный год.
  10. Проведение закупок товаров и работ.

Преобразование МУП и ГУП

Если решение о реорганизации муниципального или государственного предприятия все же не было принято, то в соответствии со статьей 34 остающегося в силе ФЗ-161 от 14.11.2002 МУП и ГУП может преобразоваться в АО и ООО.

Реорганизация в акционерное общество предполагает создание бюджетной автономной компании, работа которой не предполагает получение прибыли или коммерческой выгоды.

Права на оперативное управление имуществом у новообразованной структуры остаются, но действовать она будет уже в составе одного из органов местного самоуправления.

Форму, в которой предприятие будет работать, 44-ФЗ также определяет, опираясь на размер уставного капитала:

  • менее 100 тысяч рублей – реорганизация в ООО;
  • более 100 тысяч рублей – регистрация акционерного общества (АО).

Впоследствии происходит процесс частичной приватизации имущества или полного отчуждения имущественного комплекса расформированных муниципального или государственного унитарных предприятий.

Дальнейший список того, что надо успеть, таков:

  1. Создание промежуточной отчетности о преобразовании.
  2. Аудиторская проверка составленных документов.
  3. Создание планов земельных участков общества и его недвижимого имущества.
  4. Организация работы дочерних компаний.
  5. Определение списка объектов, не подлежащих приватизации АО или ООО.
  6. Расчет балансовой стоимости активов компании и определение ее уставного капитала.
  7. Разработка нового устава АО или ООО.

Можно ли избежать или отсрочить

В соответствии с 44-ФЗ унитарные предприятия должны начать работу уже с 1 января 2019 года. Но в качестве исключений и поводов для отсрочки в законе упоминаются:

  • банкротство МУП или ГУП;
  • состоявшееся преобразование унитарного предприятия;
  • заключение долгосрочных контрактов с поставщиками до конца 2019 года.

Важный момент: отсрочка будет дана организации лишь в том случае, когда в процессе банкротства имущество компании передается другому физическому или юридическому лицу.

При этом многие МУП и ГУП попросту не смогут преобразоваться в автономные учреждения, ибо не работают в сферах:

  • науки и образования;
  • здравоохранения;
  • СМИ и культуры;
  • занятости и соцзащиты.

Отличия законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ

Высказывания Путина и Медведева по поводу важности принятия 44-ФЗ и ускорения его перехода на электронные торги говорят о решительном настрое законодателя – премьер-министр и вовсе заявил, что объем электронных торгов к середине 2019 года составит 29 триллионов рублей, то есть 100% от суммарного прогнозируемого их размера.

Из сферы правового регулирования 44-ФЗ (по сравнению с ранее действовавшим 223-ФЗ) исключаются правоотношения, связанные с:

  • закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями,
  • аналогичными процедурами при участии территориальных избирательных комиссий;
  • также эти операции запрещены окружным избирательным органам, избирательным комиссиям муниципальных образований (кроме комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации).

Что добавили в новый закон:

  1. Конкретизируется используемый в названном Федеральном законе понятийный аппарат, в частности, даётся определение совокупного годового объёма закупок.
  2. Уточняются порядки применения методов обоснования цены контракта и осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
  3. Определяются особенности проведения закупок для поддержки функционирования компаний-заказчиков, действующих в правовом поле иностранного государства.
  4. Снижается сложность процедуры закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), но вносится большое количество ограничений на такие контракты. Как пример: в новом законе прописана возможность осуществления малых закупок у единственного поставщика в объеме до двух миллионов рублей либо пяти процентов совокупного годового их размера, но не более пятидесяти миллионов рублей.
  5. В отдельных случаях исключается обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (кроме осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены и иных существенных условий контракта.

: Переход МУП и ГУП

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Источник: http://masterurist.ru/perehod-mup-i-gup/

    Сила права
    Добавить комментарий