Защита жилищных прав в административном порядке

Защита жилищных прав

Защита жилищных прав в административном порядке

Основное социальное право человека, являющееся главным материальным условием жизни, – право на жилье. Это право предусмотрено в статье 40 Конституции РФ. В процессе возникновения права на жилище получили развитие жилищные правоотношения, в процессе которых зачастую возникают споры и конфликты, требующие законного урегулирования.

Конституцией РФ гарантируется защита прав и свобод человека. Защита жилищных прав осуществляется как соответствующими судами, так и другими уполномоченными органами.

Правовая защита жилищных прав

Защита жилищных прав человека в России регулируется Жилищным кодексом РФ, законами, принятыми на его основании, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства России, другими, не противоречащими законодательству, нормативно-правовыми актами, применяемых в процессе разрешения следующих споров:

  • возникновение, осуществление, прекращение, изменение права пользования, владения и распоряжения жилищным помещением
  • совместное пользование имуществом собственниками жилья
  • включение в жилищный фонд или исключение из него
  • ведение учета жилищного фонда
  • содержание и ремонт жилья
  • изменение планировки жилых помещений
  • управление многоквартирными домами
  • предоставление коммунальных услуг и их оплата
  • оплата взносов на капитальный ремонт
  • контроль сохранности и использования жилищного фонда
  • осуществление муниципального и государственного контроля

Все участники жилищных отношений на территории России обладают равными правами на защиту своих жилищных прав и могут защищать их всеми законными способами.

Защита жилищных прав осуществляется путем:

  • восстановления нарушенного права;
  • судебного признания недействительным (частично или полностью) нормативно-правового акта органов местного самоуправления, нарушающих жилищные права;
  • признания права на жилье;
  • прекращения или изменения действующих жилищных правоотношений.

Отличительные особенности жилищных прав собственника и нанимателя

В процессе формирования жилищных правоотношений следует отличать собственника от нанимателя. Ошибочно эти понятия считают тождественными.

Собственник жилья – это лицо, имеющее жилье на праве собственности по законным основаниям (договор купли-продажи, мены, наследование, приватизация и т.д.). Наниматель – лицо, которому жилье предоставляется не во владение, а в пользование. Следовательно, различаются и их права.

Права собственника, единолично владеющего имуществом, практически безграничны.

 Собственник может в любой момент беспрепятственно продать, завещать, обменять свою квартиру, при этом принимая самостоятельное решение без каких-либо согласований с муниципальными органами.

Также он может участвовать в управлении собственным имуществом, так как входит в состав товарищества собственников жилья (контролировать техническое состояние дома, следить за проведением своевременных ремонтных работ, выбирать управляющую компанию и т.д.).

Для нанимателей жилья преимуществ гораздо меньше. К примеру, согласно части первой статьи 70 Жилищного кодекса РФ, наниматель может вселить своих родственников в занимаемое помещение только с письменного согласия всех проживающих с ним родственников (с учетом временно отсутствующих) и наймодателя (как правило, муниципалитета). Иначе вселение невозможно.

Кроме этого, несоблюдение нанимателем условий договора найма жилого помещения влечет расторжение и прекращение такого договора, причем без предоставления жилья.

Во избежание этого наниматель должен соблюдать правила эксплуатации и использования жилого помещения: использовать для жилых, а не коммерческих целей, своевременно вносить коммунальные платежи и др.

С другой стороны, наниматель освобождается от уплаты налога на недвижимость и не оплачивает капитальный ремонт дома, это задача собственника. Следовательно, гарантий и прав у нанимателя меньше.

Но и права собственника, и права нанимателя защищаются федеральным законодательством, и их несоблюдение влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.

Распространенные споры при защите жилищных прав

Зачастую человек сталкивается с решением жилищных вопросов и вынужден обращаться в суд для защиты своих жилищных прав.

На практике наиболее распространенные споры в суде возникают в результате подачи:

При оспаривании права собственности на жилье наиболее распространенными являются исковые заявления по признанию прав на построенное жилье и по разрешению споров с застройщиком, в связи с уклонением от своих обязанностей, предусмотренных договором.

К сожалению, семейные споры, развод, как следствие – раздел совместно нажитого имущества, установление места проживания ребенка, – влекут судебные тяжбы, и количество таких споров растет постоянно.

Еще недавно были распространены споры по найму жилья, но по причине массовой приватизации нанимателей становится меньше, соответственно, и количество споров значительно уменьшилось.

Конституционное право человека на жилище – гарантированная возможность иметь, пользоваться, распоряжаться жильем в установленном законом порядке и никто не может безосновательно его нарушить.

Источник: https://iskiplus.ru/zashhita-zhilishhnyx-prav/

Органы защиты жилищных прав граждан

В ч. 2 ст. 40 Конституции РФ определено, что государственные органы и органы местного самоуправления принимают меры поощрения жилищного строительства, способствуют созданию условий для реализации прав на жилье.

Для малоимущих граждан и прочих категорий населения, предусмотренных законом как нуждающиеся в жилье, его обязаны предоставлять либо бесплатно, либо за доступную плату из различных фондов согласно с законодательными нормами (ч. 3 ст.

40 Конституции РФ).

Действия (или бездействие) компетентных органов и чиновников можно обжаловать в судебном порядке. Если жилищное право гражданина нарушено действиями или решениями органов госвласти или местного самоуправления, он вправе обратиться в суд. Незаконный нормативно-правовой акт, нарушающий жилищное право лица, можно признать недействующим целиком или частично, обратившись в суд.

Защита жилищных прав осуществляется с применением административного порядка. Он подразумевает обращение с жалобой или заявлением в компетентный орган или к вышестоящему должностному лицу в отношении субъекта, нарушившего право.

Этот порядок должен быть прямо предусмотрен в законодательстве (правовое основание обычно указано в ЖК РФ или другом федеральном законе).

При несогласии с результатами административной процедуры, гражданин имеет право подать в суд (судебная процедура происходит согласно нормам гл. 25 ГПК РФ, гл. 24 АПК РФ).

 Прокуратура также вносит весомый вклад в правовое регулирование защиты прав в жилищной сфере.

Судебная защита нарушенных жилищных прав: правовое поле и реализация

Нарушенные жилищные права – компетенция судов согласно правил подсудности и подведомственности дел, предусмотренных нормами процессуального права. Административная защита прав в жилищной сфере реализуется лишь в случаях, которые установлены ЖК РФ или федеральными законами.

Защита жилищных прав в суде может осуществляется как:

  • восстановление существовавшего положения и пресечения нарушающих его действий;
  • признание жилищного права;
  • признание недействующим частично или целиком нормативно-правового акта органа власти или местного самоуправления, который нарушает право гражданина на жилье и противоречит ЖК РФ или другому нормативно-правовому акту, обладающему большей юридической силой;
  • неприменение нормативно-правового акта органа государственной власти или местного самоуправления, противоречащего ЖК РФ или другому акту;
  • прекращение или изменение жилищных правоотношений;
  • защита нарушенных жилищных прав осуществляется другими методами, регламентируемыми ЖК РФ и другими актами жилищного законодательства.

Теперь рассмотрим методы защиты прав в жилищной сфере более подробно.

Формы и методы защиты жилищных прав

Жилищные права граждан, помимо вышеуказанных форм защиты, имеют другие формы:

  • нотариальная форма защиты и охраны бесспорных субъективных прав (гл. 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате);
  • защита жилищных прав органами управления жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья, домоуправлениями.

Стоит отметить, что защита прав в области жилья осуществляется не только судами общей юрисдикции, но и арбитражем. Кроме того, жилищные споры, которые вытекают из жилищных правоотношений, по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (согласно закону «О третейских судах в Российской Федерации»).

Защита жилищных прав осуществляется и Конституционным Судом РФ (ст. 125 Конституции РФ) или уставными судами субъектов РФ. В их компетенцию входит проверка соответствия спорных нормативно-правовых актов вышестоящим нормативно-правовым актам.

Кроме того, в сфере отношений в области жилья соответствующие органы обладают весьма обширными полномочиями (ст. 14 ЖК РФ). Среди них можно отметить:

  • учет муниципального жилищного фонда;
  • регулирование размеров дохода и стоимости имущества для признания лиц малоимущими в целях предоставления им жилья из муниципального фонда;
  • ведение учета лиц, нуждающихся в жилье;
  • установление порядка предоставления жилья из специализированного фонда;
  • принятие решений про перевод жилого фонда в нежилой и наоборот;
  • согласование перепланировки жилья;
  • признание муниципального жилья непригодным к проживанию;
  • осуществление контроля по использованию и сохранению муниципального жилья и пр.

Гарантии жилищных прав граждан

Согласно международным договорам РФ каждый гражданин имеет право обращения в международный суд, в случае исчерпания таких методов как внутригосударственные конституционные средства правозащиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). К примеру, Европейский суд по правам человека.

Как уже упоминалось, жилищные права граждан могут быть защищены в административном порядке. В этом случае защита жилищных прав граждан осуществляется путем подачи лицом заявления (или жалобы) в вышестоящий орган (или вышестоящему должностному лицу). Однако это касается исключительных случаев, которые специально устанавливаются федеральным законодательством.

Не стоит забывать, что реализация результатов процедуры административной защиты – принятые по итогам административного обжалования решения, – можно также оспаривать в судебной инстанции.

Перечисленные способы по защите прав в области жилья – это не предел. Дело в том, что конституционные гарантии жилищных прав граждан позволяют им пользоваться и другими методами. Так, ЖК РФ и прочие федеральные законы, в частности ГК РФ могут устанавливать и другие меры по защите прав людей касательно жилья и регулирование жилищных правоотношений.

К примеру, ст. 14 ГК РФ предусматривает самозащиту прав граждан, к которым можно отнести в том числе и права жилищные. Меры самозащиты применяются для того, чтобы оградить неприкосновенность жилья. Однако самозащита обязана проводиться в правомерных рамках. То есть она должна отвечать 3-м условиям:

во-первых, гражданин, который защищает свои права, обязан являться бесспорным обладателем жилища;

во-вторых, метод самозащиты обязан быть соразмерен правонарушению;

в-третьих, самозащита не должна выходить за рамки деятельности, которая необходима для ее применения.

Ч. 4 ст.3 ЖК РФ устанавливает, что никого нельзя выселить из жилища или ограничить в правах пользования, кроме как на основании и в порядке, установленном ЖК РФ и прочими федеральными законами. Пожалуй, это самый фундаментальный и сакральный принцип жилищного законодательства, направленный на защиту прав населения в области жилья.

Источник: https://advokat-malov.ru/zhilishhnoe-pravo/zashhita-zhilishhnyh-prav.html

Способы защиты жилищных прав

Защита жилищных прав в административном порядке

Характерным для жилищного законодательства является применение большого количества мер защиты субъективных жилищных прав.

В отличие от мер ответственности меры защиты – это правовые средства принудительного воздействия, направленные на охрану и защиту прав и законных интересов их носителей, применяемых к субъектам независимо от вины и не влекущих для них некомпенсируемые лишения личного или имущественного характера (например, признание недействительным обмена жилого помещения, выселение лиц, самоуправно занявших жилое помещение, и др.).

Не все меры защиты в жилищных правоотношениях связаны с правонарушением лиц, к которым они применяются (например, вселение лиц в результате ошибки и последующее их выселение из помещения).

Меры защиты в жилищном праве могут выступать как меры самозащиты (например, для ограждения неприкосновенности жилища), меры оперативного воздействия (например, когда наймодатель отказывает неисправному нанимателю в продлении договора на новый срок или когда наниматель засчитывает стоимость произведенного им капитального ремонта жилого помещения, лежащего на обязанности наймодателя, в счет следуемой с него квартирной платы), меры государственно-принудительного воздействия (например, досрочное расторжение договора при виновном поведении нанимателя, выселение из жилого помещения по основаниям ст. 35 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Защита жилищных прав осуществляется путем:

  • – признания жилищного права;
  • – восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
  • – признания судом недействующими полностью или в части нормативного правого акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  • – неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  • – прекращения или изменения жилищного правоотношения;
  • – иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

К компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся (ст. 12 ЖК РФ):

  • – определение порядка государственного учета жилищных фондов;
  • – установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
  • – определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  • – определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  • – определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации;
  • – определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом;
  • – определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  • – определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, определение правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  • – определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья;
  • – определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • – определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания;
  • – признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания;
  • – установление правил пользования жилыми помещениями;
  • – определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений;
  • – правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями;
  • – установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы;
  • – осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  • – иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами.

К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся (ст. 13 ЖК РФ):

  • – государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  • – определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  • – установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  • – определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  • – определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  • – признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;
  • – определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  • – осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  • – иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.

К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся (ст. 14 ЖК РФ):

  • – учет муниципального жилищного фонда;
  • – установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  • – ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  • – определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
  • – предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  • – принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
  • – согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • – признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
  • – осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  • – иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных Жилищным кодексом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов Российской Федерации. Иные вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, защита вещных прав на жилые помещения предусматривает необходимость обращения к нормам гражданского законодательства, устанавливающего наиболее приемлемые способы защиты. Само жилищное законодательство ограничено в выборе правовых средств обеспечения прав собственников.

Несомненное значение имеет соблюдение возможностей досудебного решения вопроса о защите права. Вместе с тем в Жилищном кодексе РФ ничего ни сказано о таком способе защиты имущественных прав на жилье, как самозащита права, в ситуации самовольного захвата жилого помещения являющаяся оперативным средством достижения необходимого для собственника результата.

Нормы международного права (Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.

) устанавливают: никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища. Каждый человек имеет право на защиту от такого вмешательства или таких посягательств (ст. 17).

Данная позиция в общем виде воспроизведена в части 2 ст. 3 ЖК РФ.

Право собственности, как и иное вещное право, предполагает в своей природе свободное волеизъявление собственника (иного законного владельца) в отношении своего имущества. Нарушение установленной триады правомочий влечет уменьшение их объема. Разница только в том, что причина такой ситуации – внешний фактор в виде препятствия свободного правопользования собственника.

Возможность устранить данные препятствия самостоятельно, с одной стороны, предусматривает реализацию права самозащиты, закрепленного статьей 14 ГК РФ. С другой стороны, его осуществление не должно выходить за установленные рамки: способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Г.Ф.

Шешко считает, что правом на защиту от проникновения в жилище согласно статье 3 ЖК РФ обладают лица, занимающие его на законных основаниях. Данное правило не подлежит применению в отношении граждан, самовольно занявших помещение.

Поэтому самозащита вещного права не будет являться нарушением (ограничением) жилищных прав граждан в смысле норм статьи 46 Конституции РФ и соответствующих положений Жилищного кодекса РФ. По мнению Т.Ю. Астаповой, “…

собственник может спокойно выйти и за пределы самозащиты путем похищения или отобрания насильственным путем вещи, так как добросовестный приобретатель и в этом случае ничего не сможет сделать, а самоуправно действовавшее лицо, в свою очередь, никаких неблагоприятных частноправовых последствий не понесет”.

Напротив, самовольное занятие (без установленных законом оснований) жилого помещения должно рассматриваться как самоуправство со стороны вселившегося лица.

Самозащита права как неюрисдикционная форма защиты менее формализована, и совершение тех или иных действий собственника по отношению к лицу, незаконно занимающему жилое помещение, в большинстве случае может получить лишь правовую оценку как выходящих за пределы реализации гражданских прав.

Между тем использование данного способа не исключает возможность разрешения спора путем обращения в суд как продолжения права на защиту. Поэтому обращение за защитой нарушенного права в суд – одна из гарантий соблюдений формального подхода в решении вопроса о правах собственника в отношении жилого помещения.

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
  • 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая, третья) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 1301; 1996. № 5. Ст. 410; Российская газета. 2001. 28 ноября.

Источник: https://studwood.ru/811567/pravo/sposoby_zaschity_zhilischnyh_prav

Защита жилищных прав в административном порядке

Защита жилищных прав в административном порядке

Конституцией Российской Федерации (ст. 46) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Жк рф, статья 11

2.

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; 4) неприменения судом нормативного правового акта государственного

Статья 11

2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; 4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; В силу положений пункта 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Защита жилищных прав

Указанной статьей установлен правовой механизм защиты жилищных прав, основанный на Конституции РФ.

Напомним, что ч. 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в частности жилищных.

Поэтому Кодекс закрепляет приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав по отношению к защите таких прав в административном порядке (см. ч. 2 ст. 11). В п. п. 2, 3 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14

«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»

указано на то, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной ГПК РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.

Жилищный кодекс, N 188-ФЗ, ст 11 ЖК РФ

2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; 4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст.

118 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.96 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»)

Глава 1

В соответствии со ст.

46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, ч. 1 ст. 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, т.е. прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ или другим федеральным законом (ч.

2 ст. 11 ЖК РФ). При этом суды должны учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав.

Способы защиты нарушенных жилищных прав

Защита жилищных прав в административном порядке

—  признания жилищного права;

—  восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

—  признания судом недействующими полностью или в части нормативного правого акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

—  неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

— прекращения или изменения жилищного правоотношения;

—  иными способами, предусмотренными жилищным кодексом, другим федеральным законом (ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ).

Приведенный перечень способов защиты жилищных прав не является исчерпывающим. Иные способы защиты жилищных прав могут быть предусмотрены как в самом ЖК РФ, так и в других федеральных законах.
Следует заметить, что способы защиты жилищных прав аналогичны способам защиты гражданских прав, закрепленных в ст. 12 ГК РФ.

Под способами защиты жилищных прав понимаются предусмотренные законом материально-правовые меры принудительного характера, при помощи которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.

Выбор конкретного способа защиты жилищных прав осуществляется самостоятельно управомоченным лицом, за исключением случаев, когда способ защиты нарушенного права прямо определен правовой нормой, регулирующей соответствующее жилищное правоотношение.

Так, если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, совершен с нарушением требований, предусмотренных ЖК РФ (например, при отсутствии согласия на обмен кого-либо из членов семьи нанимателя жилого помещения), то член семьи нанимателя жилого помещения, чьи права были нарушены обменом, вправе требовать признания сделки по обмену жилыми помещениями недействительной и переселения сторон в ранее занимаемые жилые помещения, т.е. восстановления положения, существовавшего до нарушения права (ст. 75 ЖК).

Закрепление в отдельных нормах ЖК РФ тех или иных способов защиты жилищных прав, так же как и выбор способа защиты управомоченным лицом из числа предусмотренных настоящей статьей в тех случаях, когда в нормах ЖК РФ, регулирующих определенные виды жилищных отношений, нет указаний на конкретные способы защиты, определяется двумя обстоятельствами: а) спецификой защищаемого права; б) характером правонарушения.

В связи с тем что жилищные отношения по пользованию жилыми помещениями регулируются, прежде всего, нормами гражданско-правового характера, а значит, являются разновидностью гражданских правоотношений, то, соответственно, при нарушении или оспаривании кем-либо права пользования жилым помещением гражданин вправе прибегнуть к способам защиты прав, предусмотренных гражданским законодательством (ст. 12 ГК).

Речь идет о таких способах защиты, как возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда, присуждение к исполнению обязанности в натуре, признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий ничтожной сделки.

Первый из способов защиты жилищных прав — признание жилищного права

Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного жилищного права кем-либо отрицается, оспаривается (например, нанимателем, наймодателем, членами семьи нанимателя, собственником жилого помещения), подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий. Вследствие возникшей ситуации правовой неопределенности лицо не может воспользоваться своим субъективным жилищным правом (например, правом члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма пользоваться жилым помещением).

Признание жилищного права в качестве способа защиты осуществляется в судебном (юрисдикционном) порядке, так как только суд может официально подтвердить наличие или отсутствие у лица спорного жилищного права.

Защита жилищных прав может осуществляться также путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Данный способ защиты жилищных прав применяется при совершении противоправных действий против обладателя субъективного жилищного права и имеет целью устранить последствия правонарушения или же само правонарушение, носящее длящийся характер. В качестве примеров указанного способа защиты жилищных прав можно привести:

— выселение в судебном порядке по требованию собственника жилого помещения гражданина из жилого помещения в случае, если он после предупреждения собственника жилого помещения продолжает нарушать права и законные интересы соседей, использовать жилое помещение не по назначению или без уважительных причин не проведет необходимый ремонт в целях устранения допущенного им разрушения жилого помещения (ч. 2 ст. 35 ЖК);

— выселение поднанимателя и вселенных совместно с ним граждан в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения в случае прекращения или расторжения договора поднайма жилого помещения и отказа поднанимателя освободить жилое помещение (ч. 5 ст. 79 ЖК).

Защита жилищных прав может осуществляться путем признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с данным Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.

Данный способ защиты жилищных прав означает, что гражданин, считающий, что его жилищные права нарушены принятым нормативным правовым актом государственного органа либо нормативным правовым актом органа местного самоуправления, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим: а) ЖК; или б) принятому в соответствии с ЖК РФ федеральному закону; или в) иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем оспариваемый нормативный правовой акт, юридическую силу.

Другими словами, речь идет об оспаривании нормативного правового акта, регулирующего те или иные виды жилищных отношений, субъектами жилищных прав. Статья 1 ЖК РФ субъектами жилищных прав называет граждан.

Защита жилищных прав может осуществляться также путем неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с этим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.

Основой для закрепления в ЖК РФ указанного способа защиты жилищных прав являются положения ст. 120 Конституции РФ, предусматривающие обязанность суда, установившего при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимать решение в соответствии с законом.

Данный способ защиты жилищных прав означает, что суд общей юрисдикции, установив при разрешении конкретного жилищного спора, что нормативный правовой акт, регулирующий спорные жилищные правоотношения, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (ЖК РФ или принятому в соответствии с этим Кодексом федеральному закону или иному нормативному правовому акту), применяет нормы нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.

Речь идет, таким образом, о проверке законности нормативного правового акта в рамках разрешения судом конкретного жилищного спора (так называемый косвенный судебный контроль за законностью нормативных правовых актов). Такая проверка не может повлечь за собой утрату данным актом юридической силы.

При этом в мотивировочной части решения суда приводятся мотивы, по которым тот или иной нормативный правовой акт не подлежит применению к конкретному случаю.

В резолютивной же части судебного решения формулируется только ответ суда на заявленные исковые требования без указания на признание судом нормативного правового акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Еще одним способом защиты жилищных прав является прекращение или изменение жилищного правоотношения

Прекращение или изменение жилищного правоотношения как способ защиты жилищных прав допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором.

Применение указанного способа защиты жилищных прав возможно как по соглашению сторон, так и по требованию одной из сторон жилищного правоотношения, причем как в связи с противоправными виновными, так и в связи с невиновными действиями субъектов жилищных правоотношений.

Основанием для прекращения или изменения жилищного правоотношения является, как правило, решение суда, а в отдельных допускаемых законом случаях — соглашение сторон

Примером изменения жилищного правоотношения по соглашению сторон является обмен жилыми помещениями, занимаемыми по договору социального найма (ч. 2 ст. 72 ЖК).

Если же между нанимателем жилого помещения и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашения об обмене, любой из них в целях защиты своих жилищных прав вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке (ч. 3 ст. 72 ЖК).

В качестве самостоятельных способов защиты жилищных прав можно назвать предусмотренные ст.

66 ЖК РФ меры защиты нанимателя жилого помещения по договору социального найма при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг. ЖК РФ дает право нанимателю жилого помещения по договору социального найма в такой ситуации по своему выбору потребовать:

— уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме;

— возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме;

— возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

В судах также разрешаются споры о праве на жилое помещение, в частности дела о выселении граждан, у которых нет права на жилье или оно получено незаконно.

Лица, не имеющие права на жилье и занявшие жилое помещение в нарушение закона, подлежат выселению в связи с признанием сделки недействительной без предоставления другого жилого помещения по правилам признания сделки недействительной (см. статьи 166 — 181 ГК РФ).

Например, гражданин Г. путем обмана убедил гражданку П., 1930 г. рождения, подписать договор дарения принадлежащей ей квартиры по ул. Никитина г. Калуги.

За совершение виновных действий, связанных с незаконным завладением жилой площадью, он был осужден по статье 159, части 2, статье 163, части 1 УК РФ. По иску прокурора г.

Калуги договор дарения указанной квартиры признан недействительным, жилая площадь возвращена престарелой женщине.

Суд при разрешении каждого гражданского спора должен основывать свое решение только на тех доказательствах, которые представлены сторонами, и должен мотивировать его теми нормами закона (материального права), на которые ссылались истец и ответчик в обоснование своих требований и возражений. Самостоятельно суд не может проявить инициативу и заняться сбором доказательств или обосновать свое решение теми нормами материального права, которые не были заявлены участниками процесса. Это нарушило бы принцип состязательности сторон гражданского процесса, изложенный в ст. 12 ГПК РФ.

Источник: http://crime-technology.ru/sposoby-zashhity-narushennyh-zhilishhnyh-prav/

Статья 11 ЖК РФ

2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; 4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

Сила права
Добавить комментарий